Боевое самбо - школа Борисова
Школа Н.И. Борисова относится к прикладному разделу, так как сам Николай Иванович был сотрудником спецслужб, и выполнял задания в разных странах мира. Ее отличают жесткость и простота технических элементов, а также использование универсальных принципов работы в бою. Помимо этого присутствует особое мировоззрение - более легкое, свободное отношение к драке и жизни, что помогает достигать победы. В обучении применяется стрессовая методика.
Показательное выступление Н.И. Борисова перед настоятелем монастыря Шаолинь
Отец Николая Ивановича во время войны готовил диверсантов. После был инструктором по рукопашному бою у В. Маргелова, основателя ВДВ. Маргелову поставили задачу создать мобильные войска, которые решали бы тактические вопросы в неглубоком тылу противника. И он начал подбирать инструкторов, которые прошли "гражданскую" и ВОВ, умеют убивать и быстро учат убивать других.
Сначала Борисов по наставлению отца занимался спортивным самбо, потом его заметили и пригласили в контрразведку. Он прошел 5 контрреволюций: в Венгрии, Польше, Чехословакии, Румынии и Югославии, выполняя спецзадания по сбору и доставке информации. Осознав, что это не то чем хочется заниматься всю жизнь, Борисов стал потихоньку отходить от службы, вернувшись к спортивному самбо, в котором достиг званий "заслуженный мастер спорта СССР" и "заслуженный тренер СССР".
Его приглашали тренировать личных телохранителей в Лаос, Камбоджу, Вьетнам.
Преподавать Николай Иванович стал с середины 70-ых гг. по линии госбезопасности. В 1990 году Борисов открыл первую школу боевого самбо, в которой тренироваться получили возможность не только сотрудники ГБ, но и представители других силовых структур, а также самбисты уровнем не ниже КМС. До 1994 г. в школу принимали лишь по рекомендации.
Ученики вспоминают Николая Ивановича, как смелого и веселого человека. Вот высказывания по которым можно составить представление о Николае Ивановиче и атмосфере на его тренировках:
- "Жить и убивать надо весело!",
- "Напрягаться не надо!",
- "Драки не будет!" - имеется в виду, что нельзя тратить время на драку, так как противников может быть несколько. Надо максимально быстро нейтрализовать противника. Второе значение - уход с линии атаки, чтобы противник пролетел мимо тебя, провалившись.
- "Лицо и яйцо!" - основные цели прикладного рукопашного боя.
Отношение к жизни Борисова срисовывалось теми, кто у него занимался.
Внешне боец может быть не "накачанным", или здоровым, так как это невидимое оружие. Сам Николай Иванович был невысокого роста.
Он учил более мягкому, свободному, "плясовому" отношению к себе и к миру. Когда все легко. Когда человеку трудно, он плясать не может. Спокойствию вместо дерганности и истерик. Будешь работать спокойно - успокоишь любую
взвинченную ситуацию. Надо научиться думать, прокачивать ситуацию, а не умничать. Уметь сохранять равновесие - физическое и душевное. Скользить по жизни легко и непринужденно. Без лишних эмоций. Уметь чувствовать движение, управлять своим телом.
Для наработки рефлексов применялась стрессовая методика.
Например, человек делает кувырок, вскакивает и напарник тут же его атакует. Причем, напарник может по заданию бить по-настоящему. Тогда возникает мини-стресс. Конечно же, отрабатывались и другие ситуации, в методической последовательности.
Для развития импровизации, спонтанности действий в бою использовалась спецгимнастика, в которую вкрапляются боевые связки.
Техника основана на биомеханике, естественных движениях человека. Хлесткие, "импульсные" удары, травматичные выведения из равновесия. Пример простоты и жесткости школы: от бокового удара нырок и удар ребром ладони в пах.
Сейчас гражданских учеников учат контратаке. Но стратегически школа все равно атакующая - противнику только кажется, что он нападает. Спаррингов нет, но желающие принимают участие в соревнованиях ФБСР, и тренировки им это позволяют.
Принципы боевого самбо Н.И. Борисова:
1. естественных движений
2. сохранения равновесия (не должно возникать даже тенденции к потере равновесия)
3. ведения ближнего боя, ухода с линии атаки, "прилипания” к противнику и воздействия на противника в неудобном для него положении и удобном для защищающегося
4. воздействия на уязвимые точки и зоны противника
5. сопряженного воздействия (в технике движений и методике обучения)
6. быстрого реагирования, быстроты срабатывания рефлексов, принцип "защита-нападение”, "ощущение -действие”
7. "серийной атаки” — ударно-бросковая и бросково-ударная техника
8. "внутренней свободы”, спонтанного проявления действий, дающей запас надежности
Николай Иванович ушел из жизни, но его школу продолжают развивать ученики, в частности, В.Г. Егоров.
Автор Михаил Диденко