Не застрелим, так забьем! Как рукопашный бой и самбо помогли одержать Великую Победу

Рассказ о том, как навыки самбо и рукопашного боя помогали бойцам Красной Армии во время Великой Отечественной войны. 

Опасный вид спорта 

Спорт, который мы сейчас называем самбо, зарождился в СССР в 20-е годы. Открыл его для нашей страны Василий Сергеевич Ощепков. Жизненные перипетии привели к тому, что мальчишка, родившийся в ссылке на Южном Сахалине, оказался на территории Японии, где стал учиться в семинарии. В перспективе он должен был стать священником, но у Бога были другие планы. 

Ученики семинарии имели право заниматься дзюдо, и этот спорт прочно вошел в жизнь Ощепкова. Он стал первым европейцем, который закончил институт Кодокан, что по мнению спортивных экспертов невозможно для белого европейца, а вот для русского мужика Василия стало возможным. После Японии Василий Сергеевич служил в царской контрразведке во время Первой мировой войны, а затем стал сотрудником советской разведки. Партия заинтересовалась дзюдо после того, как на одном из заседаний Ощепков продемонстрировал свои умения. Он оставаясь безоружным раскидывал нападавших на него красноармейцев, которые были вооружены палками и подручными предметами. Комсомольцы впечатлились, и было принято решение сделать дзюдо оружием в руках партийцев. Ощепков же пришел к выводу, что чистое дзюдо не решит всех проблем советской власти, поэтому система начала дополняться элементами национальных видов борьбы, а также приемами французской и американской борьбы. К 1933 году обрисовался новый вид спорта, который потом назовут самбо. А пока это называлось борьбой в одежде или борьбой вольного стиля. 

Спорт стал грозным оружием в руках комсомольцев, чекистов и военных. Но развивался он неоднородно, и впереди всех были Москва и Ленинград. Особое внимание к нему было приковано со стороны общества Динамо, ну и первые брошюры по этому виду спорта шли с пометкой – только для сотрудников НКВД. Однако это искусство оказалось опасно не только для соперников Ощепкова, но и для него самого, ибо в итоге он угодил под каток сталинских репрессий. Его обвинили в шпионаже в пользу Японии, и в 1937 году он был арестован, а затем и скончался в тюрьме. После этого слово дзюдо попало под запрет, последователи Ощепкова боялись говорить, что они его ученики, и имели реальные проблемы с властью. 

Так, однажды Виктор Афанасьевич Спиридонов и Виктор Павлович Волков не поделили печатные материалы по системе борьбы вольного стиля. В итоге Спиридонов пожаловался на Волкова и обвинил его в плагиате. Дело разбирала серьезная комиссия с людьми из НКВД. Волкову грозила участь Ощепкова, но все сложилось по-другому. В комиссию позвали ученика Ощепкова Анатолия Аркадьевича Харлампиева. Он сказал комиссии, что работы обоих авторов выполнены из рук вон плохо и требуют доработки. В итоге комиссия вырулила вердикт: авторы должны свои работы делать тщательнее. Примечательно, что на заседании не раз всплывало имя Ощепкова. Волков потел и боялся сказать, что в своей книге использовал наработки врага народа, но члены комиссии как-то сами вспоминали Ощепкова и даже называли его товарищем. Волкову повезло, Спиридонов смирился, а в следующих брошюрах по борьбе в одежде вычеркивалось имя Ощепкова и слово дзюдо. Тем более что была непростая ситуация с Японией, и перенимание боевого искусства врага не приветствовалось. К счастью, высшие политические чины после войны с Финляндией поняли, что этот спорт не нужно забрасывать, и Харлампиев стал его развивать и пропагандировать. В 1938 году был издан государственный указ о развитии борьбы в одежде, и вскоре проведен всесоюзный сбор, а уже в 1939 году состоялся всесоюзный чемпионат по борьбе вольного стиля. 

Нужно сказать, что первооткрыватели самбо не задумываясь стали помогать стране после начала войны. Виктор Волков преподавал борьбу в Московской партизанской школе спецназовцам, которые под видом партизан забрасывались в тыл немцам, а позже он и сам стал воевать в тылу захватчиков. По его словам, приемы самбо не раз спасали жизнь ему и его товарищам. Виктор Спиридонов же преподавал самбо спецподразделениям в Туле, на переднем краю обороны в непростой 41-й год. По слухам, он скончался прямо на ковре во время одной из тренировок. Анатолий Харлампиев ушел на фронт добровольцем и закончил войну на Дальнем Востоке, где тренировался с пленными японцами, которые таскали с собой татами. 

Забиваемся отделение на отделение 

Вернемся в предвоенную Москву. В ней жил великий русский боксер и актер Константин Васильевич Градополов. Он был бойцом и теоретиком, и руководство страны попросило его разработать пособие боевого бокса для бойцов Красной Армии. Сам боксер понимал, что не может быть какого-то отдельного боевого бокса, как, например, в самбо есть раздел боевое самбо. Боксер попытался разработать теорию рукопашной схватки, когда безоружный боец дерется против вооруженного оппонента, но в целом его приемы вызвали критику, так как были далеки от реальности. 

Но Градополов все-таки оставил след в подготовке бойцов. Он ввел тренировки по групповому боксу. На этих тренировках бойцы делились на две команды по 10 человек и начинали схватку друг с другом. Поединок продолжался максимум 10 минут, дрались на площадке 15 на 15, и если боец выходил за ее пределы, то выбывал из боя. Использовали приемы только бокса, и можно было нападать нескольким бойцам на одного человека. Такие тренировки должны были адаптировать спортсменов к экстремальности рукопашной схватки, научить думать не только о себе, но и о товарище. Широкого применения групповой бокс не получил, война выставила другие требования, и бойцов стали учить борьбе вольного стиля. Но в гарнизонах Дальнего Востока подобные рубки продолжались до конца войны. 

Стоит сказать, что групповой бокс имел народные корни: в царские времена были распространены кулачные бои стенка на стенку, и Градополов успел их застать и даже поучаствовать. Советская власть такие дела не поддерживала. В новое время подобные бои есть в среде футбольных хулиганов, которые бьются стенка на стенку на чистых руках. Фанаты, кстати, в своих журналах пишут, что следуют традициям кулачных боев прошлого, более того, несколько лет назад кулачные бои стали мелькать и на масленичных гуляниях в разных частях нашей страны. 

Борьба для реального боя 

Весомый вклад во внедрение борьбы вольного стиля и рукопашного боя в ряды армии внесли два ученика Василия Ощепкова. Это Николай Михайлович Галковский и Борис Аркадьевич Сагателян. Первый разработал систему НПРБ-38 (Наставление по подготовке к рукопашному бою), а второй издал пособие под названием «Приемы боя невооруженного с вооруженным» (обезоруживание нападающего с револьвером, винтовкой, кинжалом). 

Понятно, что эти руководства учили солдат не только бить и бросать соперника, но и использовать подручные средства: винтовку, каску, нож, саперную лопатку. Не было и правил, например, ущемление голеностопа сопровождалось ударом колена в пах. Кроме того, в этих пособиях особое внимание уделялось физической подготовке бойцов. Обязательными были упражнения на выносливость, в перерывах между схватками нужно было делать физические упражнения. Выносливость и сила самбистов играли важную роль в бою. Николай Галковский вспоминал, что на фронте его не раз выручала его сила. Он был начальником санитарного поезда, практически единственный мужчина в женском коллективе. В критических ситуациях он в одиночку грузил десятки раненых в поезд. 

Первопроходец самбо на Украине Роман Александрович Школьников уверял, что немцы испытывали невероятные трудности с ним и его учениками в боях под Киевом. В одном интервью Школьников рассказал, что его подопечный, самбист Иван Михайлов так пугал немцев, что они кричали: «Гросс Иван! Гросс Иван!» (большой Иван). В целом спортсменам на фронте было легче. Великий боксер Николай Королев подтверждал, что спортивная подготовка помогла ему выбраться из многих передряг, где простой человек не справился бы. Королев, например дважды выносил с поля боя Героя Советского Союза, полковника Д.Н. Медведева. Мастер спорта СССР по самбо Леонид Голев на фронте получил звание Герой Советского Союза. Голев был наводчиком 45-миллиметрового орудия истребительно-противотанковой батареи. 

При форсировании Днепра был убит командир его расчета. Голев взял командование расчетом на себя, и под его руководством была отбита вражеская атака. После этого он уничтожил 5 танков, 1 САУ «Фердинанд», 3 пулеметные огневые точки и около 50 солдат и офицеров противника. В этом бою Голев был тяжело ранен и в бессознательном состоянии отправлен в госпиталь, где ему вручили почетную награду. В пермском крае помнят и чтят своего героя. В Перми в его честь названа улица в Дзержинском районе, и в память о нем проводится всероссийский турнир по самбо. 

Мастер спорта СССР Игорь Данилин был не только первопроходцем самбо и дзюдо в Курской области, но и удостоился Ордена славы. Данилин был разведчиком, в представлении к награде было написано: «в рукопашной схватке уничтожил трех немецких разведчиков, которые находились в передовом дозоре, ему помогло владение приемами борьбы самозащиты без оружия (самбо)». Для Данилина война закончилась в 1944 году, в Румынии, после третьего ранения. В Курске его помнят, и в 80-е годы в его память даже проводились турниры по самбо. К сожалению, сейчас их нет, но может быть, кто-то из Курска прочитает этот материал и возобновит данную традицию. Также стоит отметить Ивана Гладкова и Ивана Васильева, которые обучали рукопашному бою десантников. Васильев в 1943 году выпустил пособие по рукопашному бою, которое разошлось массовым тиражом. 

Что дали самбо и рукопашный бой советским солдатам? Статистика показывает, что в 80% случаях рукопашных схваток инициаторами выступали именно наши солдаты. Ну а немецкие солдаты писали с Восточного фронта: «Кто не дрался с русскими в рукопашной схватке, тот не видел настоящую войну».

Источник: blood&sweat

Loading...
Вконтакте
Facebook
 
Похожие новости
Спасибо, ваше сообщение принято.
Автор сообщения
Email / телефон
Текст сообщения